Проповеди
Проповедь 28 декабря 2014

Неделя  29 – я по Пятидесятнице

(Лк 14: 16-24)

 

Проповедь протоиерея Михаила Петропавловского

 

 

Возлюбленные о Христе братья и сестры!

 

Сегодня в евангельском чтении мы вспоминаем  притчу о том, что один господин собрал пир и позвал на этот пир своих близких, родных, дорогих людей. И в этой притче все один за другим отказываются со страшными для современного христианина словами: «Имей мя отречена», - говорит каждый из них. Один говорит: «Я купил поле и именно сейчас иду смотреть его, имей мя отречена», а другой говорит: «Я купил  пять пар волов и именно сейчас иду их искусить, имей мя отречена»,  третий говорит: «Я сегодня женился, имей мя отречена».

Господь наш Иисус Христос поставляет под этим господином, устроившим пир Отца своего Владыку Неба и земли и то Царство, которое унаследовано нами по Его замыслу от сложения мира. Он указывает на иудеев и на нас с вами, что мы отказываемся от этого наследства, причем причины наши совершенно неудовлетворительные, потому что Господь в этой притче оповестил все заранее, поэтому никаких причин, чтобы иметь нас отреченными от самой жизни нет. Что значит: имей мя отречена?  Это значит, что я навсегда для Тебя чужой.

Многие из нас выросли в не религиозных семьях, не получили благочестивого воспитания и образования, а часто не получили даже простых нравственных наставлений. И всю свою жизнь ссылаются на эти обстоятельства. Человек считает, что если родители ему что-то не подсказали, а в школе не научили, а на улице или в подворотне его сверстники были другого мнения, то это и есть причина того, чтобы ходить по периметру храма и изредка заходить в него, поставить свечку. Этим и ограничивать свое отношение с Богом.

В сегодняшней притче Господь говорит нам, что если не научили, так сам научись, если не подсказали, так прочитай сам, не знаешь, спроси людей понимающих. Употреби усилие своего разума и сознания, которое очень хорошо употребляешь в каких-нибудь других сферах. А здесь нам кажется, что мы что-то понять не можем, хотя ясно, что Бог не разумом, а сердцем познается.

Как только приходят обстоятельства, призывающих нас на этот пир к Богу обратится,  приходят болезни, скорбь, потеря близких, работы, одиночество, бедность, и человек обнаруживает себя в рамках тех обстоятельств, когда ему нужно что-то делать.  И он пытается совместить свой приход к Богу со всеми этими прочим делами, которые он делал до сих пор: Церковь и работа, Церковь и семья, Церковь и творчество, Церковь и друзья, Церковь и спорт и прочие заботы. И соединяя это, можно сказать, что как только Господь позовет нас, мы окажемся заняты. Он и до этого нам звонил, но только слышал короткие гудки – занято: «Нам не до Тебя Господи, у нас другие очень важные дела». И так живет человечество в течение тысячелетий. Избранных единицы. От чего зависит это избранничество? Только от нас. Много званых, но мало избранных. Он послал своих рабов на все дороги, обочины и стогны собирать слепых, больных, чающих выздоровления, бедных, несчастных, то есть всех- и наполнить свой пир.  Мы точно призваны к этому, но окажемся ли мы среди избранных, это зависит от нас.

Поэтому, сегодня, в преддверии праздника Рождества Христова, это избранничество необходимо засвидетельствовать тем, что Бог у нас должен быть на первом месте. Но если Он у нас не на первом месте, то тогда в самый ответственный момент мы окажемся Ему посторонними, отреченными.

 
Проповедь 4 декабря 2014

Седмица 26-я по Пятидесятнице.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

 

Проповедь протоиерея Михаила Петропавловского

 

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы – это тот день, когда Пресвятая Владычица по обещанию Ея родителей была приведена в Храм Иерусалимский. Она входит в храм, чтобы Самой стать храмом Божиего Сына – Господа Иисуса Христа, т. е. храм входит в храм. Человекотворный храм, Иерусалимский, был велик, гораздо больше нашей церкви - это было одно из чудес света. Тем не менее, Тот, кто входит в этот храм неизмеримо больше. В этом тайна домостроительства Господня - Великое входит в малое, Вечное входит во временное, потому что Превятая Богородица - предвечное вместилище Сына Божиего.

Любой двунадесятый праздник имеет значение не только потому, что это событие имело великое значение в тот момент, когда оно совершалось – две тысячи лет назад, а оно важно и сейчас. Сегодня любой человек, входящий в храм Господень – это великий мир. С каждым человеком входят Ангелы Хранители в этот храм, Ангельские сонмища. Здесь присутствует человек сто, но на самом деле живых существ здесь гораздо больше. К сожалению, человек с собой вносит в храм и бесовские силы. И эта борьба не прекращается никогда, ни на минуту. Спит человек, делает ли что-либо, Богу служит, вошел ли в храм – эта борьба продолжается. Поэтому особенно важно быть носителем Христа, Бога нашего, не собственном смысле этого слова, а Его Христова Духа. Тогда входя в храм рукотворный, мы будем оставаться храмом нерукотворным, о чем говорил апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»(1Кор. 3, 16)., т. е. вслед за Богродицею каждый человек призван к этому. К сожалению, нам очень многого не хватает, чтобы быть носителями Духа Святаго - быть и оставаться. Поэтому сегодня поклонимся пред Пречистым образом Владычицы Божией Матери и постараемся приложить все усилия, чтобы не растерять благодатные дары Духа Святаго.

 
Проповедь 30 ноября 2014

Неделя 25 – я по Пятидесятнице

Лк 66 зач., 12 гл., 16-21 стих

Проповедь протоиерея Михаила Петропавловского

Возлюбленные о Христе братья и сестры!

Сегодня мы вспоминаем притчу Господа Иисуса Христа о том, как благосостояние, богатство, деньги ослепляют душу, сердце и очи человека. Именно об этом идет речь в предложенной притче, - не о том, что богатство само по себе плохо. Господь послал великий урожай человеку. Но как реагирует человек на это посланное Богом великое благосостояние? Настолько непотребно и не благочестиво, что Господь напоминает ему, что «сегодня душу твою возьмут». Как реагирует человек на этот великий урожай? Он говорит о том, что сломает старые житницы и пострит новые амбары. В этом ничего плохого нет - приходит время, когда старое приходится заменять на новое. Но за этим следует страшная фраза: «И скажу душе моей ешь, пей, веселись, много добра у тебя лежит на многие годы». Таким образом человек отделяет себя от благодати Божией - этой душевной слепотой и следующей за ней беспечностью, бездельем, а то и развлечением и веселием.

Значит ли это, что люди ХХI века также реагируют, как и этот богач? – Нет. Современный человек хитер, лукав и лжив. Он напрямую этих слов себе не говорит: ешь, пей, веселись, ходи на дискотеки, тусовки и тому подобное. Но говорит: «у меня есть ум, разум, смекалка, связи», - то есть, устроюсь в этом мире не хуже других. Человек так думает внутри себя. И Бог видит, что человек так и действует. Это сегодня и является погибельным для нас с вами. И нам может угобзится урожай, будет какая-нибудь удача, доходы, наследство, благосостояние, и ослепленность этим. Видя это, Господь очень часто нам напоминает о том, что ты - безумец, душу твою сегодня возьмут, и что ты возьмешь с собой в мир иной? - Ничего с собой не возьмешь! Что и кому все достанется?». Иными словами, современная действительность не похожа на притчевую. То, на что мы надеемся: знакомства, родительскую помощь, наследство, деньги и т.д. – это не урожай в поле, но беспечность та же, что и две тысячи лет назад.

Поэтому каждый из нас, всматриваясь в себя, в свою жизнь, в свои обстоятельства, пусть спросит себя: «А не действую ли я, как этот безумный, ослепленный богач?». Чтобы не случилось подобного, чтобы Богу не пришлось нам напоминать о нашей бренности, придем в сознание и разум.

 

 
Проповедь 26 сентября 2010 г.

26 сентября 2010 г.

Неделя 18-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением.

Всех вас, возлюбленные о Господе братия и сестры, поздравляю с воскресным днем. И этим воскресным днем Святая Церковь наставляет нас Евангельским чтением о бесноватом, о том человеке, который многие месяцы беснуется как свидетельствует отец и бросается то в огонь, то в воду, и т.о., поведение его ни нормальным, ни даже безопасным назвать невозможно. И вот просил отец изгнать беса, очистить сына своего учеником, но они не могли этого сделать. Господь говорит сегодня, изгоняя беса, что род сей лукавый изгоняется молитвою и постом. К сожалению, человеческий род подвержен этому бесовскому влиянию, а сам человек, как свидетельствует сегодня Господь, лукав и невоздержан и, таким образом, «доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас». Тем самым Господь удручен тем, что человечество тянется более к служению вражеским, лукавым, дьявольским и бесовским силам, нежели служению Богу Единому и получению от Него благодати жизни. Действительно, зло в нашем мире всегда обёрнуто в очень красивую упаковку. Если бы это было не так, то, козни врага рода человеческого были бы очевидны и мы, конечно бы не были так падки на всё это. А так как человек заражён грехом, так как человек преисполнен страстями и порками, то человеку кажется, что служение страстям собственным – это и есть благо, норма и цель жизни. Чтобы страсти не беспокоили нас – их нужно полнее удовлетворять. И вот человечество лукавое считает (почему нас Господь упрекает?) что служение этим страстям есть норма. Именно для этого человек просит у Бога богатство – чтобы служить своим страстям, просит какого-то досуга, свободного времени, для этого просит сил, для этого просит у Бога каких-то материальных средств, здоровья, в конце концов, - чтобы служить своим страстям. Точно также и в болезнях бывает – человек десятки лет болеет и всё просит у Господа: «Дай мне, Господи, здоровья». Как только даст ему Бог здоровья, так сразу что видит Отец наш Небесный? Человек принялся за всё прежнее. Вот как он в страстях, беззакониях и пороках жил, так он и продолжает жить. Конечно, сам-то больной уверял Бога: «Нет, только хорошего хочу, дай мне только здоровья». На практике всё будет совершенно наоборот. На словах-то да, мы Бога и себя убеждали, чтобы сделал нам как я хочу. Как даст нам Господь свободного времени, так мы убиваем его по страстям, порокам и беззакониям, в лучшем случае в безделии и в ничегонеделании. Как даст нам Господь сил, так ведь мы экономим свои силы, мы боимся остановку пройти без автобуса, лучше проедем, а вдруг мы устанем? Мы же не удовлетворим свои страсти, мы же не развлечёмся как нам хотелось бы, мы же не сможем сделать что хотели бы, а вынуждены будем усталые отдыхать. Поэтому на практике видит Господь всё наше лукавство, всю нашу ложь. А между тем дух сей изгоняется молитвою и воздержанием. К такой молитве, дорогие мои, мы не просто должны прибегать время от времени, а полюбить её надо. Ведь человек молится кое-как и отводит своей молитве самое ненужное время. «Когда ж мне молиться, если я устала? А когда ж мне и как мне молиться когда у меня времени нет, да и как мне молиться, когда спать пора, завтра рано вставать?» Нам некогда молиться вообще. С утра нам некогда – нам нужно «шапку в охапку» и сразу бежать, днём нам некогда – у нас дел полно, проблемы сыпятся как из «рога изобилия», вечером нам некогда , потому что мы уже устали, тоже некогда. И воздержание – это, конечно же, требует от нас сил и веры, целеустремлённости; так что же нам перенапрягаться, зачем же нам, милых, дорогих себя утруждать. Уж лучше мы не будем воздерживаться и скажем, что так, мол, мы вынуждены были сделать: такая у нас семья, такое здоровье, такие у нас обстоятельства, такая работа, такие внешние дела и т.д. И вот в конечном итоге получается, что живём мы поклоняясь врагу рода человеческого, служим ему с утра и до ночи и каждый день и вместе с тем ещё и хотим от Бога каких-то даров получить. Для чего? А для того, чтобы и дальше так же спокойно служить врагу рода человеческого. Вот почему Господь упрекает нас в лукавстве. Может есть преувеличение, но думаю не большое. Сегодня каждому из нас в своём доме, в своём месте, на своём положении нужно это лукавство увидеть. Для этого потребуется мужество, ибо мужства-то у нас как раз нет, мы привыкли оправдывать себя – это стало стойкой привычкой; потребуется мужество, терпение, мудрость, т.е.страх Божий потребуется, которого у нас, к сожалению, нет; любовь ко Господу, соединённая со страхом Божиим – самые лучшие человеческие качества. И вот чтобы увидеть себя в зеркале, оказывается, нужны будут какие-то первоначальные христианские добродетели, но увидев себя и ужаснувшись от своего лукавства, от греха, беззакония и пороков, конечно же, дорогие мои, нельзя впадать в уныние. Необходимо научиться прощать близких своих, благодарить Бога и, конечно, прикладывать силы для исправления своей жизни и самого себя. От всей души желаю доброго здравия всем нам, помощи Божией, радости светлой.

 
Проповедь 17 октября 2010

В своём слове на евангельское чтение настоятель храма сказал, в частности, о том, что всех нас, как людей греха тянет строить свои взаимоотношения с людьми и даже с Богом на языческом принципе: ты – мне, я – тебе. С одной стороны, сложно оторваться от мелкой корысти в своих делах, а с другой стороны, мы уже считаем это нормой жизни, когда добром пытаемся купить любовь и добрые чувства своих близких.

Господь Иисус Христос призывает нас подняться над язычеством и жить по принципу любви – как жертвенном служении. Для этого придётся безусловно прощать, пожертвовать своими планами, волей, удобством и комфортом, силами и временем и ещё много чем. Только тогда мы стремимся к совершенству и награда наша велика у Отца Небесного.

 
«ПерваяПредыдущая12345СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 5
 

 

Православный календарь

 

?>